Жанры, стили и виды живописи: определения и техники

Жанры, стили и виды живописи: определения и техники


На практике существует огромное разнообразие видов, стилей, жанров и направлений изобразительного искусства. Часто они тесно перекликаются друг с другом и не имеют четко выраженных границ. Более того, один жанр часто порождает поджанры, стили – новые направления живописи, а техники, используемые художниками, становятся из чистых – смешанными и расплывчатыми. Так как же разобраться во всем этом многообразии творческих направлений, четко их структурировать и не запутаться окончательно в определениях? В этой статье последовательно раскроем основные особенности данной темы и постараемся максимально разложить всё по полочкам.


Что такое изобразительное искусство

Изобразительное искусство (ИЗО) – это художественное творчество в целом, т.е. общий класс пространственных искусств, объединяющий следующие шесть популярных творческих направлений: живопись, скульптура, графика, архитектура, дизайн (он же декоративно-прикладное) и фотография. Один из самых сложных и актуальных вопросов современности в том, как определить искусство в повседневной жизни? Для этого следует начать именно с его назначения, т.е. разобраться в том, зачем ИЗО в принципе существует. Основная цель изобразительного искусства — это самовыражение автора и эмоциональное воздействие на зрителя. А если есть цель, значит есть и качественные признаки, по которым его можно распознать в окружающем мире, а именно:

  • Чувственность - через них создаются и воспринимаются художественные произведения.
  • Образ - форма познания мира передается зрителю в виде конкретных образов, понятных, а порой, наоборот, специально скрытых от наблюдателя.
  • Субъективность – индивидуальное авторское видение происходящей действительности.
  • Законченность – наличие законченной композиции, финализация работы.
  • Эксклюзивность – неповторимый оригинал, дублирование которого затруднительно или не несет никакой ценности.

Любой объект наблюдений, четко отвечающий на все пять, описанных выше пунктов, является произведением искусства. Самые явные и наглядные из них: картины, скульптуры, стихотворения, фильмы и книги.

Таким образом, все виды изобразительных искусств визуально воспроизводят объективно существующие качества реального мира: объём, цвета, пространство, материальную форму предметов, свет и воздушную среду. Для ИЗО  доступна не только фиксация зрительного образа, но и временное развитие событий, более или менее развёрнутое повествование, динамическое действие, а также выражение субъективных переживаний, фантазий и абстрактных идей.


Виды изобразительного искусства

Что такое ИЗО мы разобрали, но чем же отличаются его виды друг от друга. Одним из важнейших критериев их корректного финального определения выступает объёмность. Её часто также называют – трёхмерностью или плоскостностью. Для наглядности, именно объемность определяет различение двух основных видов изобразительного искусства, сложившееся еще в далёком прошлом— живописи и скульптуры. Первый – двухмерный, второй – трехмерный. Ниже рассмотрим основные виды ИЗО:

  • Живопись – искусство рисовать красками на плоской двухмерной поверхности.
  • Графика – работа с линиями и штрихами без применения красок на плоскости.
  • Скульптура – объемное творчество, осуществляемое при помощи высекания, лепки и отливки.
  • Архитектура – творческое возведение зданий и сооружений.
  • Дизайн – украшение разнообразных объектов.
  • Фотоискусство — создание фотографии, отражающей творческое видение мира фотографа

Живопись
Графика
Скульптура
Архитектура
Дизайн
Фотоискусство

На нашем сайте основным направлением изобразительного искусства выступает живопись современных художников Санкт-Петербурга. Поэтому именно на ней мы остановимся далее по тексту и расскажем, что это такое и как с ней правильно работать.

Что такое живопись

Живопись — это вид изобразительного искусства, представляющий собой способ передачи зрительных образов посредством нанесения красок на двухмерную поверхность. Данный способ позволяет художнику запечатлеть окружающий его мир или свои фантазии, доступные впоследствии зрителю. Основное её выразительное средство — это цвет, воздействующий на общее восприятие зрителем картины, позволяющий обращать внимание на определенные детали и усиливающий эмоциональную составляющую произведения. Для этого художник часто использует выразительные оттенки, тона и тени, необходимые для точной передачи идеи путем смешения красок на палитре. Помимо цвета, к самым популярным методам художественного выражения в живописи относятся: рисунок, линия и композиция. Результатом является итоговое изображение, полученное на определенной поверхности, выбранное за основу автором. В зависимости от техники исполнения, предметы подразделяют на картины, фрески, иконы, наскальную и миниатюру.

Интересный факт: живопись по праву претендует на звание древнейшего вида искусства. Оно на протяжении многих столетий эволюционировало от наскальных росписей палеолита, до новейших течений 21 века. Оно зародилось практически с появлением человечества. Древние люди рисовали всё, что видели в своем окружении: соплеменников, животных, природу и охотничьи сцены. Для рисования они использовали примитивные краски, сделанные из доступных натуральных материалов. Это были земляные краски, древесный уголь, чёрная сажа, травяные выжимки и глина. Кисточки делали из волос животных, либо просто рисовали пальцами.

На протяжении истории способы рисования и используемые ими материалы неизменно менялись. Новые технологии и меняющиеся вкусы привели к тому, что краски и техники рисования, используемые авторами, постоянно совершенствовались. Многие из нас знакомы с акварелью, маслом и акриловыми красками, но мастера используют гораздо больший ассортимент. Некоторые техники рисования легко освоить художникам любого уровня, в то время как другие могут потребовать более продвинутых технических навыков.

Техники живописи

Техника живописи - это определенная последовательность и совокупность приемов использования художественных материалов и средств при изготовлении предметов искусств. Существуют следующие техники:

Акварель

Акварель — как правило, она рисуется на бумаге из пигментов, взвешенных в растворе на водной основе. Акварельная краска, известная своими прозрачными слоями, остается растворимой даже после высыхания. Это означает, что авторы могут вносить некоторые исправления, даже когда картина высохла, но это также означает, что готовую работу необходимо тщательно оберегать от внешних факторов. Существует множество акварельных техник, которые художники используют для создания разнообразных стилей искусства, от реалистичных портретов до размытых пейзажей. Хотя бумага является наиболее распространенной основой, акварелью можно также пользоваться на таких поверхностях, как ткань, дерево, кожа и пергамент.


Масло

Масло — на протяжении веков художники использовали масляные краски для создания своих шедевров. Эта медленно сохнущая среда состоит из цветных пигментов, взвешенных в масле. Из-за длительного времени высыхания можно не торопиться с работой. Масляная краска часто используется для создания замечательных фактурных эффектов благодаря ее густой консистенции. Хотя с ним может быть грязно работать и требуется осторожность при работе со средами, содержащими токсичные элементы, мастера и по-прежнему любят его за насыщенные цвета, которые он дает. Поэтому неудивительно, что это один из самых популярных видов живописи.


Акрил

Акрил — существует широкий спектр акриловых красок с точки зрения текстуры и времени высыхания. Эта водорастворимая краска быстро сохнет, нетоксична и экономична, что часто делает ее предпочтительным выбором для художников всех уровней квалификации. Со временем она держится лучше, чем масляная краска, так как не растрескивается и не желтеет. Существует бесчисленное множество техник акриловой краски, и, комбинируя краску с различными средами, авторы получают гибкость в окончательном виде. Хотя акрил является водостойким, когда он полностью высохнет на холсте, его водорастворимая природа во влажном состоянии облегчает очистку.


Гуашь

Гуашь — хотя гуашь и похожа на акварель тем, что ее можно повторно смачивать, но этот тип краски при высыхании становится матовым и представляет собой более тяжелую фракцию из-за входящего в ее состав мела. Гуашь также имеет характеристики, подобные акрилу, в том смысле, что это непрозрачная краска. Его часто используют вместе с акварелью, и, поскольку он растворим в воде, поверх него требуется лак, чтобы запечатать готовую картину. Более новым вариантом является акриловая гуашь, в которой используется связующее вещество на акриловой основе, которое позволяет краске становиться водостойкой при высыхании.


Пастель

Пастель — иногда известная как «сухая живопись», использование пастели было популярно с 16 века. Их форма палочки и отсутствие времени высыхания делают их простым и портативным решением для художников. Самые популярные пастели, известные как мягкие пастели, содержат мел, но также доступны масляные пастели восковой консистенции. Цвета обычно смешиваются прямо на подложке, и если вы ищете эффект акварельного типа, есть также водорастворимые пастели. Эти картины хрупкие, так как пигмент может отслаиваться от поверхности, поэтому их следует помещать в раму под стекло.


Фреска

Фреска — это древняя техника, которая, пожалуй, наиболее известна благодаря культовому потолку Сикстинской капеллы работы Микеланджело. Фреска Буона предполагает смешивание пигмента с водой и нанесение его на еще влажный слой штукатурки. Вода, используемая для отделки потолка и стен, помогает пигменту сливаться со штукатуркой, создавая прочную связь при высыхании. Buon fresco — или настоящая фреска — требует от художников быстрой работы, так как после высыхания штукатурки поверхность уже нельзя красить. Другой метод - fresco secco - требует связующего вещества, такого как яйцо, клей или масло, для прикрепления к сухой поверхности штукатурки. Этот метод лучше работает на более шероховатой поверхности, но менее долговечен.


Тушь

Тушь — также известная как литературная живопись, берет свое начало в Китае и Восточной Азии. Использование черных чернил в каллиграфии привело к популярности рисования кистью с использованием тех же чернил. Художники достигают разных тонов, варьируя количество чернил на кисти и давление, с которым наносится мазок. Мазки тщательно изучаются, мастера каллиграфии годами совершенствуют свои мазки. Хотя сегодня цветные чернила широко доступны, черные по-прежнему используются чаще всего.


Темпера

Темпера — хотя сегодня темпера используется реже, она является одним из старейших видов живописи и традиционно создавалась путем измельчения пигментов в связующее вещество. Наиболее распространенным типом темперы является яичная темпера, в которой в качестве связующего вещества обычно используются яичные желтки, смешанные с раствором уксуса или воды. Темпера была довольно популярна, пока масляная краска не стала широко использоваться в 16 веке. Быстросохнущая краска наносится тонкими прозрачными слоями и отличается отсутствием потери цвета со временем. Темпера продолжала использоваться избранными художниками (Леонардо Да Винчи) на протяжении всей истории, хотя большинству людей она известна по искусству средневековья и эпохи Возрождения. Сегодня он по-прежнему используется в греческой и русской православной церкви для религиозных иконописей. В США краску для плакатов иногда называют темперой, хотя связующие вещества различаются.


Эмаль

Эмаль — эта масляная краска чаще всего используется художниками по вывескам или для декоративной росписи и тонкой полоски. После высыхания образует твердую глянцевую поверхность, устойчивую к атмосферным воздействиям. Эмаль можно использовать на различных поверхностях, таких как стекло, керамика, металл, дерево и холст. Из-за его токсичности всегда рекомендуется работать в хорошо проветриваемом помещении в маске. Существуют также эмали на водной основе, которые можно использовать на более плотной бумаге, такой как картон. Помимо декоративных работ и росписи вывесок, многие прекрасные авторы использовали эмали в своих работах. Известно, что Пикассо и Джексон Поллак использовали в своих работах коммерческие эмалевые краски.


Разновидности живописи

В традиционной истории искусства принято выделять несколько основных разновидностей живописи:

  • Станковая - выполненная не на стене, а на переносной подставке, например, на панно или холсте. Картины - самый яркий её пример. Вполне вероятно, что она была известна древним египтянам, а римский ученый I века нашей эры Плиний Старший ссылается на большую панель, помещенную на мольберт. Однако только в 13 веке станковая живопись стала относительно обычным явлением, окончательно вытеснив по популярности фреску или настенную.
  • Монументальная - крупноформатная живопись, применяется для украшения интерьеров и экстерьеров архитектурных сооружений (роспись стен, потолков). Это особый раздел изобразительного искусства, характеризующийся пластической или смысловой нагрузкой архитектурного произведения и его идейным содержанием. Слово «монументальный» происходит от латинского «moneo», что означает «помнить». И неудивительно, ведь этот вид творчества один из древнейших на земле!
  • Декоративная - важна в архитектуре, где она используется для украшения как экстерьера, так и интерьера зданий. Композиция может соответствовать архитектурному строению сооружения, подчеркивая различные элементы дизайна, или, наоборот, стремится скрыть архитектонику (например, гобеленовая роспись равномерно покрывает все архитектурные элементы). Роспись наносится непосредственно на стену, арку или какую-либо другую часть здания, либо выполняется на холсте, который впоследствии крепится к стене или потолку. Чаще всего используются фреска, темпера, клеевые краски и, в меньшей степени, масляные краски. С конца 19 века популярны силикатные краски. Особое распространение получила в классицистической декоративной картинописи конца 18 — начала 19 веков.
  • Театрально-декорационная - включает в себя общие дисциплины, охватывающие практически весь спектр живописно-ремесленных приемов. Опытный сценограф или декоратор должен обладать навыками пейзажной, фигуративной и искусственной отделки, а также быть универсальным мастером при работе с различными материалами: акрилом, маслом и темперной краской. Художник также может владеть трехмерными навыками, такими как лепка, штукатурка и позолота. На практике декоратор получает указания от театрального художника, а, в некоторых случаях, дизайнеры рисуют свои собственные проекты.
  • Миниатюра - изделия имеют высоту от трех до двадцати пяти сантиметров и написаны акварелью или гуашью на пергаменте, эмали, слоновой кости или на игральных картах. На Западе миниатюра возникла в эпоху Возрождения из средневековой практики иллюминирования (декорирования и иллюстрирования) рукописных книг. Расцвет миниатюры пришелся на шестнадцатый и семнадцатый века. Их часто заключали в футляры с драгоценными камнями и носили как личное украшение в знак политической или романтической верности изображаемому человеку.
  • Иконопись - представляет собой религиозные изображения, написанные на деревянных панелях, как правило, из липы или сосны. Их производство – длительный и сложный процесс. На полотно накладывается слой льняной ткани, пропитанной осетровым клеем. Земля сделана из мела, смешанного с рыбьим клеем - это гессо (грунт). Поверх полотна или паволоки наносится до десяти слоев левкаса. Острием иглы на левкасе вырезается контур композиции, часто по учебнику иконописи.

Жанры живописи

Все существующие на сегодняшний день живописные произведения можно разделить на несколько отдельных жанров, которые имеют свои особенности по своей тематике и технике изображения. Рассмотрим основные из них, чтобы иметь правильное представление о структуре полотен. Итак, среди современных жанров принято выделять следующие направления:

Анималистика

Анималистический жанр (анимализм) – основным его мотивом является изображение животных. Помимо живописи и графики, анимализм часто используется в скульптуре, фотографии, декоративно-прикладном искусстве и литературе. Анималистический жанр, как подтверждают археологические раскопки и исследования историков, является самым древним из всех жанров, освоенных человеком. Именно изображения животных встречаются на древнейших наскальных рисунках, на предметах быта, украшениях, амулетах, оружии и так далее. Древний анимализм часто называют «звериным стилем». Для него характерны орнаментальные и стилизованные изображения животных, которые иногда выглядели очень абстрактно, а иногда очень даже реалистично и правдоподобно. В настоящее время анимализм не менее популярен и востребован среди ценителей, ведь анималистический жанр – это преклонение художника перед окружающим миром и изобилием жизни. Поэтому многие мастера обращаются к изображениям живой природы и, в частности, животных, птиц, амфибий, пресмыкающихся, рыб и насекомых. 

Батальный

Батальный жанр (от французского "bataille" - битва) посвящен темам войны и военной жизни. Главное место в нём занимают сцены наземных и морских сражений, а также военных походов. Для батального направления свойственно стремление запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, передать её пафос, героику войны, и часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что несколько размывает границы между ним с историческим жанром. Деятельность художников-баталистов, постоянно связанная с активностями армии и флота, способствовала расширению рамок батальных сражений, дополняемых сценами военного быта из походов, казарм и лагерей, а также обобщёнными образами воинов, фронтовыми зарисовками и т.п. Прогрессивная тенденция в развитии батализма 19-20 веков связана с реалистичным раскрытием социальной природы войн и роли народа в них, с разоблачением несправедливых агрессивных сражений, прославлением народного героизма в революционных и освободительных войнах и с воспитанием в народе гражданских патриотических чувств.

Бытовой

Бытовой жанр посвящен главным образом изображению именно повседневной, обыденной жизни человека, как частной, так и общественной. Первые бытовые сюжеты встречаются уже в первобытных наскальных рисунках, фресках и даже на стенах древнеегипетских и этрусских гробниц. Они изображали сцены пахоты и сбора плодов, охоты, рыбной ловли, танцев и пиршеств племен. Бытовая живопись зародилась в эпоху Возрождения: легендарные события часто переносились на холст и насыщались множеством бытовых деталей.

Интерьер

Интерьер (от французского "intérieur" - внутренний) - жанр, в котором предметом картины является изображение внутреннего вида убранства или помещения. Самостоятельный жанр интерьера сформировался в XVII веке в Голландии.

Иппический

Основным мотивом иппического жанра (от греческого "hippos" - конь) выступает изображение лошади. Эти животные с глубокой древности привлекали внимание художников за их стать и внешность, быстроту, изящество, ум и нрав. Особого расцвета искусство изображения лошадей достигло в XVIII и в XIX веках, когда наряду с жанровыми и батальными произведениями, включающими обобщенные изображения лошадей, анималисты стали создавать портреты знаменитых скакунов и рысаков, достигая документального сходства. Исторической родиной «конной живописи» считается Великобритания - здесь в разное время множество живописцев специализировались исключительно на изображениях лошадей. Но и в России очень любили эту тему. У нас были свои знаменитые анималисты, а имена классиков - Николая Сверчкова, Петра Клодта, Петра Соколова, Франца Рубо, Евгения Лансере, Петра Ковалевского, Николая Самокиша широко известны на весь мир.

Исторический

Жанр, который был очень влиятельным с середины 15 века до конца 19 веков. Под исторической картиной обычно понималось важное событие или действие, в котором участвовало несколько человек или групп людей. Эти события могли быть как историческими, так религиозными или мифическими. Историческая живопись долгое время считалась высшим и самым сложным жанром из-за ее связи с мощной идеей и способностью изображать публику в возвышенных тонах и добродетелях. В то время как популярность исторической живописи пошла на убыль с 19 века, некоторые современные художники все еще занимаются этим жанром, часто пытаясь обновить или пересмотреть его господствующие темы и идеи.

Натюрморт

Натюрморт - это жанр, в котором художниками изображаются обиходные и неодушевленные предметы, такие как предметы быта и дары природы. Сам жанр утвердился в XVII веке в Голландии, быстро завоевав интерес у ценителей искусства, а вскоре получил широкое распространение и в странах Западной Европы. натюрмисты изображали фрукты, посуду и цветы, обрисовывая их в ярких тонах и красках. Натюрморту не характерна подвижность, все предметы представлены крупным планом и изображены на полотнах максимально детально. Праздность, монументальность, статичность и символичность - вот главные характеристики этого жанра на протяжении всего времени его существования. Слово "натюрморт" с французского означает "мертвая природа". Многие русские и зарубежные художники отдавали натюрморту очевидное предпочтение в ряде своих картин. Еще одними яркими примерами это жанра следует выделить картины Пабло Пикассо "Графин и чаши", Исаака Левитана "Васильки", Винсента Ван Гога "Подсолнухи в вазе" и Эдуарда Мане "Корзина фруктов".

Ню

Ню (от французского "nudité" - нагота, обнажённость) — художественный жанр, изображающий красоту и эстетику обнажённого человеческого тела. Преимущественно, натурщицами для картин этого жанра выступают девушки и представительницы женского пола.

Пейзаж

До семнадцатого века жанр пейзажей ограничивался лишь фоном портретов или картин, посвященных главным образом религиозным, мифологическим или историческим сюжетам. Сегодня же пейзаж продолжает оставаться главной темой в искусстве, и многие художники используют документальные методы, такие как видео, фотографии и процессы классификации, чтобы исследовать то, как мы относимся к местам, в которых мы живем, и записывать влияние, которое мы оказываем на землю и нашу окружающую среду. В работах семнадцатого века Клода Лоррена и Николя Пуссена картины этого жанра впервые стали доминировать над историческими сюжетами, которые были якобы основой для работы. Однако их обращение с пейзажами было очень стилизованным и искусственным: они пытались вызвать в памяти пейзажи классической Греции и Рима, поэтому их работы стали известны как классический пейзаж. В то же время голландские пейзажисты разрабатывали гораздо более натуралистическую форму пейзажной живописи, основанную на том, что они видели вокруг себя. В семнадцатом веке Французская Академия классифицировала жанры искусства и поставила пейзаж на четвертое место по степени важности из пяти официальных жанров. С тех пор жанр сильно расширился и теперь включает в себя городские, морские, горные и индустриальные пейзажи.

Портрет

Жанр портретной картины изображает определенного человека. Субъектом портрета обычно называют «натурщиком», потому что традиционно люди садились перед художником, чтобы нарисовать свой портрет. конечно же, в наше время, авторы могут работать и по фотографии, поэтому не всем приходится вживую сидеть долгие часы перед мастерами. Основная ценность портретов в том, что они эффективны и убедительны, особенно когда они рассказывают нам что-то о человеке, приоткрывают его секреты. Поэтому "хороший портрет" — это не просто визуальное изображение человека, это рассказ о его сущности. То, что показывает портрет, может быть не совсем очевидным, иногда это может быть искусно срыто через определенное выражение лица или позу или через использование художником определенных цветов и тонов на картине.

Стили живописи

Когда мастера старого света писали свои картины, то у них даже мысли не было о том, к какому стилю их произведения отнесут исследователи-искусствоведы. А вот авторы нового времени, особенно творцы, которые работали в конце XIX, начале XX веков, очень переживали из-за классификации своих произведений. Более того, они и сами создавали новые направления. Поэтому ниже рассмотрим основные стили, на которые следует разделить все произведения:

Абстракционизм

Абстракционизм (лат. abstractus — беспредметность) — стиль в искусстве 20 века, в котором вместо изображения реальности используется система чисто формальных элементов, таких как линия, плоскость, цветовое пятно, отвлечённая конфигурация.

Авангардизм

Авангард (фр. avant-garde — передовой отряд), — обобщающее название течений в мировом искусстве, возникших на рубеже XIX и ХХ столетий. Картины, написанные в стиле авангарда, не признавали общественные ценности и отражали радикальные перемены в общепризнанной живописи.

Академизм

Академизм (от французского academisme) — направление и стиль в европейской живописи XVII-XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой древнего античного мира и Возрождения, библейскими сюжетами, мифологическими преданиями.

Барокко

Барокко (от итал. barocco, - вычурный) — условное обобщающее название произведений живописи разных стран эпохи XVII—XVIII веков. Это один из самых многозначных терминов в истории и теории художественной культуры. Художественному стилю барокко свойственны динамика, напряжённость, контрастность форм и красок, аффектация, экспрессивность, обострённая чувственность, стремление к величию создаваемых образов, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию различных родов, видов и жанров искусства в грандиозных монументах, городских и дворцово-парковых ансамблях.

Гиперреализм

Гиперреализм (от лат. realis — вещественный) — это направление и стиль, ассоциировавшйся первоначально с творчеством европейских фото-реалистов 1970-х годов, а затем осмысленное более широко как течения в разных видах современного искусства: живописи, скульптуре и кинематографии конца XX — начала XXI века.

Жанровый

Жанровый стиль (от фр. genre) — художественное изображение сцен повседневной жизни как отображение форм жизни народа и окружающей его действительности. Такое изображение может быть реалистическим, воображаемым или романтизированным его создателем. Примерами жанровой живописи являются изображения рыночных сцен, праздников, интерьеров и уличных сцен.

Импрессионизм

Импрессионизм (от фр. impressionnisme - впечатление) — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, стиль, зародившийся во Франции и затем распространившийся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Основой импрессионистического метода, который можно охарактеризовать как квинтэссенцию живописи, является восприятие и изображение объектов окружающей импрессиониста действительности не автономно, а в отношениях к окружающей пространственной и световоздушной среде: рефлексах, бликах, тепло-холодных отношениях света и тени; если шире, то запечатлеть само пространство и время. В этом заключаются и сильные, и слабые стороны импрессионистического стиля.

Кубизм

Кубизм (от фр. cubisme) — модернистское направление, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе стиля кубизма лежит стремление разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двухмерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.

Минимализм

Минимализм в изобразительном искусстве зародился в Нью-Йорке, когда как новые, так и более старые художники перешли к геометрической абстракции. В живописи таковыми являлись Фрэнк Стелла, Кеннет Ноланд, Аль-Хельда, Эллсворт Келли, Роберт Райман и многие другие. Для стиля минимал-арта характерны очищенные от всякого символизма и метафоричности геометрические формы, повторяемость, монохромность, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления. Минимализм стремится передать упрощённую суть и форму предметов, отсекая вторичные образы и оболочки. Преобладает символика цвета, пятна и линий.

Модерн

Модерн (от фр. modern — новый) — это художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты — декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.

Ориентализм

В изобразительном искусстве ориентализм связан с обращением к историческим событиям, литературным сюжетам, жизни и быту народов Ближнего и Среднего Востока, а также с использованием отдельных стилистических приёмов восточного творчества. Библейские сюжеты изображаются в восточных декорациях с достоверной передачей костюмов, пейзажей, этнических типов (гравюры Гюстава Доре, картины Гюстава Моро, В. Д. Поленова и других). Особый интерес вызывали такие явления восточной жизни, как бани и гаремы, где мнимая этнография становилась предлогом для проявления эротики, также рынки, образы бедуинов и янычар, непривычные для европейского глаза мотивы.

Поп-АРТ

Поп-АРТ (от англ. popular art - популярное) — стиль в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления. Фактически это направление подменило традиционное изобразительное творчество — на демонстрацию тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира.

Прерафаэлитизм

Прерафаэлитизм (англ. Pre-Raphaelitism) — стиль в английской живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 50-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Название «прерафаэлиты» (англ. Pre-Raphaelites) должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Самыми видными членами прерафаэлитского движения были Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус.

Примитивизм

Примитивизм — стиль, зародившийся в XIX веке, вмещавший в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен. По мнению некоторых искусствоведов, понятие наивного искусства не подпадает под определение «примитивизм», так как первое означает живопись непрофессионалов, второе — стилизованную живопись профессионалов. Наиболее известные представители примитивизма: Анри Руссо, Нико Пиросмани, Екатерина Медведева

Реализм

Стиль реалистической живописи 19 века распространился почти на все жанры: портреты, пейзажи, натюрморты. Любимые тематики реалистов: картины с жанровыми сценами сельской и городской жизни рабочего класса, крестьян, сцены уличной жизни, кафе и ночных клубов. Реалисты стремились передать мгновение жизни в динамике, максимально четко, реалистично и правдоподобно подчеркивая особенности внешности действующих лиц, их переживания и чувства.

Ренессанс

Ренессанс (от фр. Renaissance — возрождаться) — даже не стиль, а одна из величайших культурно-исторических эпох, переломный этап для истории Европы между Средними веками и Новым временем, заложивший основы новой европейской культуры. Иначе его принято называть "Возрождение", отличительной чертой которого выступают светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм и возросший интерес к античности. Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства, и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора, Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции.

Романтизм

Романтизм (Romanticism) – это идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально стиль сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение.

Рококо

Стиль Рококо – это изображение галантных сцен из жизни аристократии. Здесь нет места жестоким реалиям, религиозным мотивам со святыми или прославлению силы и героизма. Искусствоведы величают рококо самым легкомысленным и даже вульгарным из всех существовавших когда-либо стилей. Характерным элементом стиля, давшим ему название, является рокайль – морская раковина. Это своеобразная форма завитка, напоминающего морскую раковину. Рококо ввел в моду различные безделушки, которые также украшались узорами и орнаментами, характерными для этого стиля. Тяготение к светлым тонам заметно и в живописи, и в декорировании стен, безделушек, обивке тканей на мебели. «Скальному» стилю присущи пастельные, светлые оттенки, белые, золотистые голубые сиреневые цвета.

Символизм

Символизм (фр. symbolisme — знак, примета) — течение в изобразительном искусстве, возникло в живописи Франции 1870—1880-х годов, но получило наибольшее распространение в период модерна на рубеже XIX—ХХ веков. Обособление символизма в качестве течения и стиля связывают с усилением романтического мировоззрения в кризисные, переломные эпохи развития культуры. Характерные качества символистских произведений искусства — мистика, таинственные мифологические и сакральные темы и сюжеты, намёки, иносказания, неясные, тревожные и смутные настроения, эзотерическая символика. В области формы — напряжённая ритмика, деформация, туманный и сумрачный колорит. Термин «символизм» в искусстве был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в манифесте «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в парижской газете «Фигаро» (Le Figaro).

Соцреализм

Социалистический реализм (Соцреализм) – направление изобразительного искусства, изображающее идеалы, а также подвиги социалистического общества. Стиль художественного соцреализма был широко распространён в СССР и других социалистических странах. Ныне соцреалистические полотна становятся популярны как "художественно-историческая диковинка" у коллекционеров, проживающих в западных странах. Кроме изобразительного искусства, термин "соцреализм" применим также и к советской литературе.

Суперматизм

В 1910-х годах Казимир Малевич основывает супрематизм в живописи – подвид абстракционизма, основанный на манере геометризма и четкости отображения фигур и объектов. Художники передавали реальность при помощи геометрических фигур ярких оттенков. В основе стиля были треугольники, круги, квадраты, прямые линии, которое сочетали в различные комбинации.

Сюрреализм

Отличительной особенностью стиля сюрреализма является использование парадоксальности сочетаний форм и иллюзий. В нем умело совмещается сон и реальность, настоящее и вымышленное. Сюрреалисты вдохновились идеей революции собственного сознания. И искусство выступило, по их мнению, инструментом для этого. Смесь философских учений является характерной особенностью теории сюрреализма.

Фигуративизм

Фигуративизм — это один из стилей фигуративного искусства, где основным объектом изображения выступают фигуры людей или животных. Объектами для творчества могут быть самые разные одушевленные и неодушевленные предметы: люди, дома, животные, автомобили, растения. Но для реализации своих идей автор вправе использовать все доступные средства: широкую цветовую палитру, причудливые и оригинальные формы предметов и их пропорции, сочетание контрастов, роль света и тени, перспективу и объем.

Фовизм

Фовизм (от фр. Fauvisme — дикий) — это направление во французской живописи конца XIX (зачатки) — начала XX века (официальное начало) закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1906 года. Необычные картины оставляли у зрителя ощущение энергии, яркие эмоции любви и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. К отличительным чертам стиля фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.

Экспрессионизм

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — стиль и одно из течений авангардного искусства. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Наибольшее развитие получил в начале XX века. От импрессионизма экспрессионизм отличает яркая выразительность, эксцентричность, преувеличенная эмоциональность. В своих картинах экспрессионисты пытаются выразить не столько внешние качества, сколько внутренние переживания за счёт внешних образов. Экспрессионисты начала XX века особое внимание обращали на такие эмоциональные переживания, как страх, боль, отчаяние, тревога.

 16.02.2022

Перейти к списку статей
Продолжить

интернет магазин картин