Символизм — течение в изобразительном искусстве с философским смыслом

Символизм — течение в изобразительном искусстве с философским смыслом


Символизм возник на рубеже XIX–XX веков как одно из направлений европейской художественной культуры. Работающие в этом стиле художники наделяют свои полотна скрытыми философскими и мистическими смыслами. При написании картин они противопоставляют реальности мир видений и грёз.

Особое значение в полотнах имеют таинственные знаки. Разгадка их мистического смысла требует глубокого погружения в процесс осмысления сюжета картины. Символизму присущи такие черты, как недосказанность и самоанализ.

История развития символизма

Изображения таинственных знаков использовались при оформлении монументальных сооружений в Древнем Египте, Вавилоне и во времена античности. Черты символизма можно увидеть в древних христианских иконах. Глубокий смысл лику святых иконописцы придавали с помощью очевидных символов. Среди них нимбы, чаши, священные книги, голуби, ключи от рая, пальмовые ветви и кресты.

Много религиозной и мифической тематики есть в картинах художников эпохи Возрождения. Ярким примером этого стиля живописи является триптих голландского живописца Иеронима Босха. До сих пор ведутся споры искусствоведов разных стран по поводу тайного смысла данного произведения искусства. В натюрмортах голландских живописцев тайную смысловую нагрузку несли такие предметы, как погасшие свечи, увядшие цветы, черепа. К мастерам натюрморта в жанре символизма относятся Давид Байи, Хармен Стенвейк, Ян Давидас де Хема.

В пейзажах черты символизма стали проявляться в произведениях художников на рубеже XVIII–XIX веков. Колыбелью формирования символизма как отдельного направления в живописи стал европейский романтизм. Ярким его представителем является немецкий художник Каспар Давид Фридрих. В своих работах мастер использовал простую и понятную для зрителя символику. Различие между романтистами и символистами заключается в разном подходе к поиску духовного начала. Первые искали его во внутреннем мире человека, а вторые – в абсолютном Бытии.

Автором термина «символизм» считается французский поэт Жан Мореас. Впервые термин был использован в манифесте поэта, написанном им в 1886 году. Многие используемые символистами художественные средства при создании их полотен были заимствованы из модернистских течений. Характерными чертами символизма являются культы красоты и таинственности. Этому направлению присущи:

  • нотки упаднического настроения в сюжетах картин;
  • неприятие реальности и тяга к недостижимым идеалам;
  • поиски новых выразительных образов.

Каждый используемый в полотнах работающих в этом направлении художников символ несёт в себе определённый смысл:

  • число 7 – знак завершённости чего-то (7 цветов радуги, 7 смертных грехов или дней недели);
  • сова – символизирует мудрость, смерть или сон;
  • ветвь оливы – знак мира.

Чистая душа у символистов всегда связывается с образом младенца, а песочные часы намекают в их картинах на бренность бытия. Большой интерес к символизму на рубеже XIX–XX вв. проявлялся во многих странах Европы, включая Россию, Польшу и Англию. Своё продолжение идеи символистов нашли в дальнейшем в сюрреализме и модерне.

Знаменитые художники-символисты

В направлении символизма работали многие мастера, вошедшие в когорту великих. В числе наиболее известных из них:

  1. Гюстав Моро (1826–1898 гг.). Французский художник является ярким представителем символизма, хотя сам он не относил себя к работающим в этом направлении живописи мастерам. Теофиль Готье характеризовал его манеру написания картин как странную, непривычную для глаз, но обдуманную и предназначенную для утончённого духа. Дебютом художника на поприще символизма считается его картина «Эдип и сфинкс», выставленная им на обозрение общественности в 1864 году в Салоне в Париже.
  2. Пьер Сесиль Пюви де Шаванн (1824–1898 гг.). Французский художник. Первые работы Пюви де Шаванна, которые он начал выставлять в салоне с 1850 г., не имели успеха у публики. Широкая известность пришла к нему лишь в 1861 г. после написания им картин «Война» и «Мир», а настоящий успех принесло ему создание двух композиций «Надежда» (1871 и 1872 гг.).
  3. Джордж Фредерик Уоттс (1817–1904 гг.). Британский художник и скульптор. Значительное место в его творчестве занимали монументальные аллегорические картины. Характеризуя своё творчество, он отмечал, что рисует идеи, а не вещи. Наибольшую известность при жизни художнику принесли две его картины: «Надежда» и «Любовь и жизнь». Современники называли Уоттса английским Микеланджело за его приверженность традициям старых итальянских мастеров.
  4. Фернан Кнопф (1858–1921 гг.). Бельгийский символист. Входит в когорту признанных мастеров мистических фантазий. Писатель, искусствовед. Работы Кнопфа отличаются точностью построения композиции. Ни одна деталь картины не изображалась художником случайно. На многих из них присутствуют женские образы.
  5. Михаил Врубель (1856–1910 гг.). Великий русский художник, наиболее известный как иконописец. Центральный образ написанных Врубелем картин в стиле символизма – Демон. Современники художника видели в нём символ судьбы русского интеллигента-романтика, пытающегося безуспешно вырваться из безобразной окружающей реальности.

Среди других выдающихся представителей направления символизма в живописи можно отметить итальянского художника Джованни Сегантини, швейцарца Арнольда Беклина, норвежца Эдварда Мунка и австрийца Альфреда Кубина.

 02.06.2020

Перейти к списку новостей
Продолжить