Натюрморт - популярный жанр живописи

Натюрморт - популярный жанр живописи


Натюрморт – один из жанров изобразительного искусства с целым рядом поджанров. Особенность его заключается в том, что фигуры первого плана произведений представлены самым обыденным – неодушевленными предметами. На полотне могут присутствовать и живые существа – представители фауны и люди, но им отводятся вторые роли – они являются лишь дополнением к сюжету.

Термин имеет французское происхождение: в переводе nature morte – «мертвая природа». Англоязычный аналог названия данного направления – still life («неподвижная жизнь»).

По мнению искусствоведов, натюрморты и пейзажи в наибольшей мере раскрывают внутренний мир живописца, суть его представлений о мироздании и связях всего живого и неживого, существующего во Вселенной. Гениальность мастеров этих двух жанров заключается в том, что на полотнах зритель любуется красотой того, на что в обычных обстоятельствах даже не обратит внимания. Например, на то, как гармонично могут сочетаться в одной вазе фрукты разных видов, созданные природой в оттенках одной цветовой гаммы, или насколько живописна неподвижная каменная скала на фоне глади водоема, глубины которого населены подводными жителями и растениями.

Из истории

Как отдельный жанр натюрморт выделился в XVII столетии. В XV–XVI вв. он еще не был полноценным станковым видом изобразительного искусства. Тогда обыденные предметы являлись в общих композициях второстепенными. Изображения отдельных неодушевленных объектов использовались лишь как элементы декора интерьеров.

Хотя обнаруженные наскальные рисунки и сохранившиеся по сей день картины неизвестных художников прошлого, изображающие предметы, относятся к глубокой старине. Пример – росписи в храмах и гробницах древних египтян с украшающими их сценами подношений неодушевленных предметов богам в качестве даров. Изображения эти максимально реалистичны, все элементы прорисованы четко вплоть до трещинок и сколов – сразу же ясно назначение всех объектов и понятно, как часто ими пользовались в быту.

Древнегреческие и римские античные мастера также детально вырисовывали неодушевленные предметы: это можно видеть в мозаиках и настенных росписях – как в присутственных местах, так и в жилых интерьерах, на декоративных изображениях, украшающих мебель, вазы, кухонную утварь. При этом живописцы стремились передать малейшие нюансы цвета, все оттенки: фрукты, цветы, животные выглядели абсолютно натурально.

И вот в XVII столетии натюрморт начинает рассматриваться живописцами как самостоятельный жанр. Первыми стали нидерландцы – в искусствоведческой среде их называют «малыми голландцами». Наибольшую известность получили произведения следующих мастеров из Нидерландов:

  • Бальтазара ван дер Аста;
  • Виллема ван Алста;
  • Виллема Кальфа;
  • Виллема Класа Хеда;
  • Питера Класа;
  • Яна ван Хёйсума.

Поджанры натюрмортной живописи

Голландские художники жестко конкурировали между собой, поэтому каждый из них старался довести свое мастерство до безукоризненности. Чтобы собственные работы выделялись на фоне остальных, им приходилось обращаться к узкой тематике, что и привело к появлению следующих поджанров в натюрморте:

  • цветочного – отражение увлечения цветоводством по всей Голландии;
  • цветочно-фруктового – особым спросом эти картины пользовались во второй половине XVII столетия, когда в моду вошли светские приемы, частью которых были непременные застолья с винами и легкими закусками;
  • тонального – краски на картинах приглушенных тонов, преобладающие оттенки – коричневого и серого;
  • роскошного – свидетельство стремления буржуазной прослойки общества не просто к достатку, а к показному богатству;
  • кухонного – на полотнах, помимо неодушевленных объектов, изображены бытовые сценки из жизни простого люда;
  • рыбного – дань голландским рыбакам и мореплавателям;
  • охотничьего – на картинах присутствуют тушки дичи (это было востребовано у зажиточных бюргеров, увлекавшихся охотой);
  • «сервированного стола» (или «завтраков» и «банкетов») – холсты изображают традиционные местные продукты и деликатесы;
  • «обманки» – разглядывающему картину кажется, что изображение трехмерное: настолько искусно прорисованы все детали;
  • Vanitas (в переводе с латинского – «суета») – изображения предметов, напоминающих о бренном (свечей, увядших цветов, подпорченных фруктов) вокруг композиционного центра – как правило, человеческого черепа.

Конец XIX и начало XX столетий принесли в искусство натюрморта новые возможности – живописцы разных направлений стали смелее, принялись экспериментировать. Элементы жанра появились на полотнах мастеров:

  • импрессионизма;
  • экспрессионизма;
  • сюрреализма;
  • кубизма;
  • абстракционизма;
  • фовизма.

К элементам натюрморта в своих работах прибегали французские художники Анри Матисс, Поль Гоген и Поль Сезанн.

Когда закончилась Вторая мировая война, приемами натюрморта стали пользоваться и представители современных на то время направлений – фотореализма, поп-арта и нео-попа. Будущее у натюрмортов имеется, несомненно, и в наши дни – в XXI столетии. Они вновь входят в моду, поскольку удачно вписываются во многие востребованные дизайнерские стили.

Знаменитые мастера, творившие в жанре натюрморт, и некоторые их яркие работы

Художников, пишущих натюрморты, огромное множество – только около трех десятков из них принадлежат к «малым голландцам». Чтобы составить представление об этом виде живописи, стоит взглянуть на работы признанных мастеров:

  • Яна Брейгеля Бархатного – пионера направления, специально множество раз посещавшего ботанический сад в г. Брюсселе и делавшего там зарисовки для будущих работ;
  • Винсента ван Гога – известный цикл «Подсолнухи» его кисти разошелся по лучшим галереям мира, полотна есть в США – в экспозициях музея искусства «Метрополитен» в Нью-Йорке и Художественного музея Филадельфии, в Германии – в пинакотеке г. Мюнхена, в Великобритании – в Лондонской национальной галерее;
  • Флориса ван Дейка – на сегодняшний день в целости остались всего четыре его картины, центральное место в композициях отведено кускам сыра, сложенным пирамидой (поджанр «сервированного стола»);
  • Абрахама ван Бейерена – мастера рыбного поджанра; удивительно, как детально прорисованы чешуйки, насколько реалистично выглядят мазки серебристой краски;
  • Якоба де Гейн Младшего – он работал в поджанре Vanitas, может считаться его основоположником – первый его холст был написан в 1603 г.;
  • Сальвадора Дали – сюрреалиста номер один (пример – скульптура «Телефон-омар»);
  • Пабло Пикассо – поджанр кубизм;
  • Энди Уорхола – представителя поп-арта («Банки с супом Кэмпбелл» прогремели по всему миру).

На протяжении веков натюрморт не раз претерпевал существенные изменения, а поджанров в нем становится все больше.

 29.05.2020

Перейти к списку новостей
Продолжить