Пейзаж в живописи

Пейзаж в живописи


Пейзаж - популярный жанр живописи, присутствующий во многих культурах и художественных традициях с давней историей. Пейзажная живопись включает в себя множество природных сцен - горы, реки, долины, леса, поля и побережья. Этот перечень был расширен в 20 веке, и теперь в определение пейзажа включаются также городские и промышленные ландшафты. Художники-пейзажисты вдохновляются окружающим миром, и, хотя пейзажная живопись в основном фигуративна, возникла также традиция абстрактных пейзажей, которая развивалась с середины 20-го века и далее. Считается, что художники изображают пейзаж, чтобы запечатлеть его красоту или прокомментировать отношения между человеком и окружающей средой.

Из истории пейзажа

Хотя некоторые считают, что именно Леонардо да Винчи был автором пейзажной живописи, это распространенное заблуждение. Историю пейзажа можно проследить до Китая 4 века н.э., когда китайские художники стремились перенести на картины свои впечатления от окружавшей их природы. Фактически, этот жанр стал настолько популярным, что начало 9-го века называют рассветом китайского пейзажа.

В западной традиции не всегда было принято ценить природу как таковую. Ландшафты обычно использовались в качестве фона для исторических картин или портретов. Пейзаж в Европе стал популярным жанром только в 17 веке. Есть некоторые свидетельства пейзажной традиции Древней Греции и Рима, но на этих картинах часто присутствовали и другие значимые элементы, кроме ландшафтов. «Пешеходный мост» Альбрехта Альтдорфера, датируемой началом 16 века, считается первым настоящим пейзажем в истории западного искусства.

В эпоху Возрождения пейзажная живопись стала серьезным художественным жанром. Из Италии она пришла в остальные страны Европы, и с французскими художниками Клодом Лорреном и Николя Пуссеном стала доминировать. Ранние европейские пейзажи представляли собой сильно стилизованные произведения, имитирующие пейзажи Древней Греции и Рима – в основном, это были идеализированные пасторальные сцены. Между тем, известные голландские художники в 17 веке начали развивать более натуралистический стиль, что можно увидеть в работе Арта ван дер Неера «Лунный пейзаж с мостом».

Французская академия классифицировала жанры искусства, поставив пейзаж на четвертое из пятых в порядке значимости. Этот рейтинг продемонстрировал довольно пренебрежительное отношение общества к природе в то время. Однако в 18 веке жанр пейзажной живописи по-настоящему воплотился в жизнь. Бум его популярности был результатом двух факторов: появления идеи о том, что природа является прямым проявлением Бога на земле, и безудержной индустриализации и урбанизации большей части Западной Европы во время промышленной революции. Промышленность отделила людей от природы, породив пронизанное ностальгией желание прославить окружающий мир во всей его красе. Пейзажная живопись была описана Джоном Раскином как «главное художественное творение девятнадцатого века». Нигде эта традиция не была более популярной, чем в Великобритании, где промышленная революция нашла свой эпицентр. Здесь пейзажную живопись воплощали два мастера жанра: Джон Констебл и Джозеф Мэллорд Уильям Тернер.

Между тем, во Франции импрессионисты продолжили эту тенденцию и добавили в жанр своего собственного чутья. Такие художники, как Клод Моне и Пьер Огюст Ренуар, использовали сознательно неформальный подход, стирая границы между эскизами и готовыми произведениями. Они делали набросок сцены напрямую - на пленэре - и отказались от традиционных техник, таких как светотень и перспектива, чтобы напрямую воплотить свой собственный опыт. Вскоре как в Великобритании, так и во Франции традиционная иерархия жанров рухнула, и пейзаж стал одной из самых популярных форм живописи.

В начале 20 века «Школа реки Гудзон» положило начало развитию самобытной пейзажной живописи в США. Именно в США жанр был расширен за счет включения промышленных и городских пейзажей.

Из выдающихся, прославившихся на весь мир русских пейзажистов следует упомянуть Исаака Левитана, Ивана Шишкина, Ивана Айвазовского.

Поджанры пейзажной живописи

По типу изображенных мотивов пейзажи делятся на многочисленные категории:

  • сельские;

  • городские;

  • архитектурные;

  • горные, морские, лесные и т.д.

При классификации по широте охвата пейзажи разделяют на камерные и панорамные.

В зависимости от сюжета различают следующие виды пейзажей:

  • эпические;

  • исторические;

  • героические;

  • лирические;

  • романтические;

  • фантастические;

  • абстрактные и т.п.

Знаменитые мастера и работы в жанре пейзажа

Жившие в разные эпохи в различных частях света мастера пейзажа оставили миру свои бессмертные творения:

  • Эль Греко, «Вид Толедо»;

  • Питер Брейгель Старший, «Охотники в снегу»;

  • Клод Лоррен, «Пасторальный пейзаж»;

  • Джон Констебл, «Телега для сена»;

  • Кацусика Хокусай, «Ясное небо с тридцати шести видов горы Фудзи»;

  • Томас Коул, «Вид с горы Холиок»;

  • Клод Моне, «Восход»;

  • Иван Айвазовский, «Вид Константинополя и Босфора».

 20.11.2020

Перейти к списку новостей
Продолжить